ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОТКАЗОВ
Отказ — это событие, связанное с потерей работоспособности объекта (системы).
Применительно к простым системам при отказе система прекращает свое функционирование или при — наличии резервирования выполняет свои функции с использованием резерва. В более общих случаях и при анализе сложных систем отказы могут быть классифицированы на полные и частичные. По связи между отказами они подразделяются на зависимые и независимые. Зависимый отказ — отказ объекта пли элемента объекта, обусловленный повреждения — ‘ми или отказами других элементов (объектов). Независимый отказ — отказ объекта, не обусловленный 2* 19 повреждениями или отказами других элементов, объекта.
По характеру проявления отказы могут быть внезапные или постепенные (рис. 5). Внезапный отказ характеризуется резким (скачкообразным) уменьшением работоспособности ниже допустимого предела. Постепенный отказ характеризуется постепенным выходом заданных параметров за допустимые пределы. При внезапном отказе Д£->0, при постепенном Дt^>&.
В системе «Э — ВС» могут происходить как внезапные, так и постепенные отказы. В практике летной работы отмечается, что для технического звена более характерны внезапные отказы, а для человека — оператора (членов экипажа) — постепенные отказы,, вызванные личностными факторами.
По характеру причин возникновения все виды отказов могут быть разделены на детерминированные (закономерные) и случайные.
Детерминированные отказы являются следствием^ дефектов объекта или системы, допущенных при проектировании или изготовлений техники, недоучен — ности или неподготовленности оператора. Детерминированные отказы характерны тем, что при установлении их истинной причины они устраняются с достаточно высокой эффективностью. В практике летной эксплуатации к ним можно отнести: соответствующие доработки авиационной техники, совершенствование профессионального мастерства членов экипажа.
Случайные — это отказы в работе системы, вызванные случайными факторами. Предотвращение случайных отказов затруднено. Это связано с необходимостью проведения широкого комплекса мероприятий по их прогнозированию и предупреждению^
Рис. 5. Внезапный (а) и постепенный (б) отказы 20 |
Так, предупреждение случайных отказов, связанных столкновениями ВС с птицами, потребовало широкого комплекса орнитологических исследований,, выработки и осуществления предупредительных мероприятий с привлечением значительных средств и ресурсов.